«Цель бюджетной политики — эффективное развитие региона»

Фото: пресс-служба О новом бюджете на 2023–2025 годы и основных региональных финансовых приоритетах РБК+ рассказал заместитель председателя правительства — министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь.

— Каким образом сформированы доходы Красноярского края на предстоящий период?

— При составлении главного финансового документа мы всегда ориентируемся на федеральные сценарные условия и одновременно учитываем специфику нашего региона. Поэтому в качестве основы был выбран базовый вариант прогноза социально-экономического развития Красноярского края.

Основной фактор роста налогового потенциала Красноярского края сегодня — активная инвестиционная деятельность. Перспективы развития связаны с реализацией крупных проектов в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, металлургия, лесная промышленность, электроэнергетика. Основные из них вошли в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», который объединил потенциал трех регионов — Красноярского края, а также республик Хакасия и Тыва.

По итогам прошлого года объем инвестиций в экономику края достиг почти 600 млрд руб. В ближайшей перспективе мы ожидаем рекордный рост по объему инвестиций — за три года он составит 2,6 трлн руб., в том числе в 2023 году — 818 млрд руб.

Надо заметить, что значительное влияние на доходы Красноярского края оказывает его высокая конъюнктурная зависимость от цен на цветные и драгоценные металлы, на нефть. Также мы учитываем прогнозы наших крупнейших налогоплательщиков, поступления от федерации и текущее исполнение бюджета.

В совокупности все это позволило впервые на старте нового бюджетного периода сформировать доходы краевого бюджета на ближайшие три года в объеме более 1 трлн руб. Именно такую задачу с учетом финансового и экономического потенциала нашего региона поставил перед нами губернатор края.

— Существуют ли риски сокращения поступлений доходов в краевой бюджет?

— Конечно, в условиях высокой степени неопределенности ситуация может измениться.

Но пока в целом мы спрогнозировали положительную динамику собственных доходов в разрезе большинства источников. Более 90% налоговых и неналоговых доходов сформировано за счет поступлений по пяти налогам. Это налог на прибыль (45%), НДФЛ (27%), налог на имущество (8,5%), налог на добычу полезных ископаемых (7%), акцизы (5%). Несмотря на непростые условия, впервые на старте бюджетного периода объем налоговых и неналоговых доходов превысит отметку 300 млрд руб. и в 2023 году составит 303,4 млрд руб. Важной составляющей в доходах краевого бюджета являются поступления от федерации. В 2023 году мы учитываем порядка 40 млрд руб. федеральных средств.

Таким образом, итоговые параметры по доходам на 2023 год сформированы в размере 344 млрд руб. По расходам — 389 млрд руб. Источниками финансирования дефицита бюджета в сумме 45 млрд руб. станут остатки средств на начало года и инфраструктурный бюджетный кредит от федерации.

— Какие изменения ожидают Красноярский край в связи с отменой института консолидированных групп налогоплательщиков с 1 января 2023 года?

— Решение об отмене КГН было озвучено федеральным центром уже давно. В результате регион получает эффект выпадающих доходов. Мы неоднократно обсуждали вопрос на разных уровнях — во взаимодействии с Минфином России, депутатами и сенаторами. В результате удалось добиться установления трехлетнего переходного периода и введения специальных нормативов распределения налога на прибыль бывших участников КГН.

Для сохранения сбалансированности местных бюджетов в нашем регионе также установлены дифференцированные нормативы для территорий на 2023–2025 годы, и это уже нашло отражение в принятом бюджете. Фактически за всеми территориями мы сохранили ранее установленный норматив по налогу на прибыль в размере 10% по тем платежам, которые напрямую будут поступать в край. Дополнительные нормативы в части централизованного распределения налога на прибыль мы предусмотрели для муниципальных образований, в которые поступали платежи от консолидированных групп налогоплательщиков. Таким образом, со следующего года будут действовать механизмы, которые обеспечат более плавный переход к новому порядку уплаты налога на прибыль. Вместе с тем, в среднесрочной перспективе отмена КГН может привести к снижению основного для нашего края доходного источника — налога на прибыль организаций.

— Какие прогнозы относительно долговой устойчивости региона?

— За последние пять лет госдолг края снизился вдвое: со 100 млрд руб. в конце 2017-го до 50 млрд руб. к завершению текущего года. В следующем году сохраняется тенденция по его сокращению. При этом в плановом периоде с учетом привлечения инфраструктурного бюджетного кредита прогнозируется увеличение госдолга в абсолютном значении. Однако основной показатель, характеризующий нашу долговую устойчивость, — отношение госдолга к общему объему собственных доходов — будет находиться на безопасном уровне — в пределах 35%, при допустимых 100%.

— Какие приоритеты финансовой политики Красноярского края на ближайшие годы?

— При формировании бюджетной политики мы исходили из преемственности основных целей и задач на предыдущие годы. Нашими главными приоритетами остаются реализация национальных проектов и выполнение в полном объеме всех принятых социальных обязательств. Сохраняется курс на комплексное развитие территорий и совершенствование системы межбюджетных отношений, включая применение антикризисных механизмов. Впервые в бюджетной политике сформулирована задача, связанная с реализацией проектов инфраструктурного развития.

На реализацию национальных проектов в предстоящей трехлетке запланировано свыше 70 млрд руб., в том числе более 28 млрд руб. — в 2023 году. Больше половины бюджетных расходов в следующем году будет направлено в три отрасли — образование, здравоохранение и социальную поддержку. Почти 126 млрд руб. в 2023 году планируется инвестировать в развитие территорий.

В части расходов капитального характера в следующем году, несмотря на все сложности, в бюджете развития края предусмотрено порядка 70 млрд руб., на 18 млрд руб. больше, чем первоначальный бюджет текущего года. Средства пойдут на строительство социальных объектов, ремонты, укрепление материально-технической базы учреждений, покупку транспорта, обновление дорожной, коммунальной и инженерной инфраструктуры и иные капитальные расходы.

В планах на трехлетку разработка проектной документации, строительство и реконструкция около 190 объектов. Часть из них — это крупные инфраструктурные проекты.

— Получается, делается ставка на развитие крупных инфраструктурных проектов. Какие направления здесь основные?

— Действительно, в последние годы в Красноярском крае большое внимание уделяется реализации крупных проектов и развитию инфраструктуры. Приоритетные направления — развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, дорожной сети, комплексное жилищное строительство. Кроме того, последовательно развивается аэропортовая и аэродромная инфраструктура, возводятся жизненно важные объекты в социальной и коммунальной сфере.

С учетом федеральной поддержки в прошлом году субъекты стали применять не только традиционные, но и новые инструменты развития в рамках так называемого «инфраструктурного меню». Красноярский край активно использует соответствующие предоставленные возможности. Так, на реализацию крупных инфраструктурных проектов в ближайшие годы планируется направить более 100 млрд руб. Основная часть средств предусмотрена за счет привлечения инфраструктурного бюджетного кредита для строительства метро в Красноярске.

Кроме того, с использованием «инфраструктурного меню» в следующем году планируется завершить очередной этап реконструкции перрона красноярского аэропорта и строительство самого северного моста через Енисей в районе поселка Высокогорский. Также начнется реализация новых крупных для региона дорожных проектов.

В конечном итоге все учтенные при формировании регионального бюджета аспекты направлены на повышение качества жизни граждан, поддержку малого и среднего бизнеса, сохранение рабочих мест, на социально-экономическое развитие региона в целом.

от admin