История казахских песен

Казахские народные песни очень мелодичны и необычайно красивы. Я говорю о настоящих казахских народных песнях, которые пели наши отцы и предки. Не о современных песнях, в которых очень мало осталось от казахской культуры. Казахи говорят, что песня – это красота души. Наши предки знали, что песня улучшает и очищает душу человека. И они знали, что люди, которые любят песни, не могут быть плохими людьми. Многие недооценивают значение казахской песни.

Но песня – это код, ключ к волшебному миру звуков, недосягаемому для нас в нашей повседневной суетливой жизни. Казахские песни невидимыми нитями связывают нас с нашими ушедшими предками. С помощью песни мы можем поговорить с нашими предками и научиться у них тому, как исследовать мир. С помощью песни мы до сих пор можем разговаривать с нашими будущими потомками и рассказывать им, как мы живем. Поэтому в полной мере насладиться казахской музыкой и песнями Вы можете на сайте https://kzmp3.kz/music/kazahskie-pesni-2022/

Старая легенда о песне

Песня у казахов всегда занимала важное место в их жизни. Мы пели песни, когда рождался ребенок и когда провожали человека в последний путь. В трудные времена песня вдохновляла нас на борьбу, а в минуты радости расправляла нам крылья. У казахов есть старинная легенда о том, как появилась у нас Песня. Летела Песня над землей, пролетая над разными странами и землями. Там, где были высокие горы, Сун оставалась, но лишь на короткое время. Там, где было море, Песня не задержалась и пролетела. И только пролетая над бескрайними и широкими степями, Сун свободно летела ниже к земле, и ничто ее не останавливало.

И Сонгу это понравилось, и она остановилась в степи. Она осталась в степи, где всегда жили казахи. И с тех пор казахи и Сун стали неразлучными друзьями. Потому что Песня осталась с ними. И поэтому казахи любят песни и любят петь. И поэтому казахские песни так широки и бескрайны, как степи, где они жили.

Настоящая казахская песня

Сегодня очень сложно услышать настоящую казахскую песню. Позвольте мне объяснить, почему. Казахская народная песня создавалась только для исполнения живым голосом и была рассчитана на небольшой круг слушателей. Во времена создания казахских песен не было западной культуры пения в больших концертных залах с большим количеством музыкальных инструментов.

Я говорю о древних временах, когда казахи жили в степи и пользовались только натуральными, а не электрическими музыкальными инструментами. Пели мы тогда песни только вживую и больше на открытом пространстве, где человеческий голос и звук инструмента не имели границ. Мы пели наши песни на улице. Песня имела свой естественный ритм, тон и энергию. А самое главное в казахских песнях было то, что слова и голос певца. Звук музыкальных инструментов никогда не заглушал их, а только подчеркивал красоту песни. Каждая казахская семья пела песни, а каждый второй в степи играл на домбре.

Песни пели почти все. Почти каждый кочевник был развит в плане песен и понимал, что такое музыка и песня. Настоящие казахи разбирались в музыке, и это было одним из его обязательных достоинств. В минуты вдохновения казахи могли быстро сыграть на домбре наигрыш. Найдите стихи на мелодию и сыграйте песню своим близким родственникам. Если песня удавалась, она быстро запоминалась на слух и быстро передавалась из дома в дом, из деревни в деревню, и так песня разносилась по степи.

В старину люди не пользовались нотами и не знали нотного письма. Мелодии и слова запоминались моментально, буквально после одного исполнения. Люди в степи обладали феноменальными возможностями памяти. Люди были слушателями, ценителями искусства и песенными критиками. И до сих пор приверженцы старой школы домбры не учат играть на домбре по нотам только на слух. И такой способ обучения очень хорош для развития детей.

Когда песня изменилась

Позже, когда люди стали слушать песни в помещении и в сопровождении нескольких музыкальных инструментов, казахская песня стала терять свою естественность и аутентичность. Было ощущение тесноты и дискомфорта. Он был похож на кочевника, потерявшего лошадь и вынужденного долго сидеть без движения. А когда люди стали петь песню в микрофон и под аккомпанемент электромузыкальных инструментов, то песня просто спряталась, закрылась и обиделась на людей, которые разучились ее петь. Современная аранжировка, пение в микрофон и с музыкальными инструментами просто убивает песню. Она не открыта для слушателя. Он потерял свою музыкальную структуру, свой смысл, свою энергию. И это другая песня. Не та песня, которая изначально была создана человеком. Вероятно, у многих народов была такая же проблема с песней. Просто, 

Домбра и песня

Казахскую песню действительно нужно исполнять живым голосом и всегда в сопровождении казахской домбры. Песня и казахская домбра действительно нашли друг друга. И звучат вместе очень органично, можно даже сказать, дополняют друг друга.

Конечно, казахские песни исполняются и с другими народными инструментами, такими как кобыз, аккордеон, сырнай. По-настоящему народная песня раскрывается и проявляет свои лучшие качества только при исполнении с живой домброй. Домбра – простой музыкальный инструмент. Но какую богатую палитру звуков может издать домбра. Нет в мире другого музыкального инструмента, который казаху было бы так приятно слушать.

В звуках Домбры мы слышим топот наших забытых боевых коней, мы слышим наши боевые родовые крики и звуки скрежета мечей. А если внимательно прислушаться к голосу Домбры, то можно услышать и ветер в ушах, и запах степной полыни. В звуках домбры вся наша степная жизнь и великая история. Вообще домбра для казахов – это священный инструмент. Кобыз был таким священным инструментом для наших предков в додомбровые времена. С помощью Кобыза, а позже и Домбры наши предки разговаривали с Богом. Самые яркие произведения великих степных музыкантов в исполнении домбры наши предки называли «шепотом Тенгри». Выпуск домбры безграничен, как безграничны в пространстве и времени казахские мелодии — кюи. И это отдельная история.

Живые мелодии. Звуки природы

В наше сумасшедшее электронное время меньше всего можно услышать песню в исполнении простого живого голоса. Людей поет катастрофически мало живым голосом. Мы должны меньше слышать и слушать живые звуки природы. Мы все реже слышим живые голоса птиц, зверей и диких зверей. Нас все чаще окружают искусственные звуки неодушевленных предметов. Рев машин стал постоянным фоновым звуком для городских жителей; звуки электрических предметов, безжизненные слова, издаваемые разного рода песенными «ящиками». И все эти звуки все больше окружают человека и давят на него со всех сторон. Все эти мертвые звуки убивают живое в человеке, изменяя его природную сущность. Даже тишину трудно слушать. Человеческое тело устроено таким образом,

Я предполагаю, что самые полезные звуки для человека — это высокочастотные звуки. И звуки низких частот сбивают человека. Живые звуки, человеческие голоса, голоса животных, звуки природы – все они возвышают человека. Все они звуки высоты. Когда человек погружается в звуки света, его тело, его сущность гармонирует с этими звуками. И люди чувствуют себя хорошо; он генерирует положительную энергию звуков. Затем эта положительная энергия позволяет ему жить во Вселенной и исполнять свое предназначение.

Сначала было Слово

Казахи — дети природы. Их песни исходят от природы. Тысячелетиями они живут в природе, являются ее неотъемлемой частью. И, конечно же, они поняли назначение звука и энергии. И они пели песни о том, что видели вокруг себя. Казахские песни, в общем-то, довольно простые. Их смысл понятен любому, но с другой стороны они имеют глубокий смысл. Особенно в народных песнях. Люди, когда поют, не обращают внимания. Казахи и их предки всегда придавали большое значение слову. Они понимали, что слова — это энергия, и им нужно умело ее использовать. Казахи всегда знали, что слово гораздо более сильное оружие, чем даже меч воина.

Меткие и верные слова в степи всегда имели цену. И слова были настоящим оружием. Казахи говорили: «Умник с языком, с которого капает мед, скинь коня, воин с мечом, с которого капает кровь». У казахов действительно была очень сильная культура слова. В степи были сильно развиты школы биев («судьи, правители») и шешень (умников).

Казахи и в наши дни сохранили такое древнее искусство, как «айтыс» (от слова «айту» — «говорить», «отвечать»). Это соревнование двух остроумных импровизаторов. Целью этого искусства является состязание двух противников, которые должны победить друг друга в словесном поединке на глазах у многочисленных зрителей и судей. Тема словесного боя заранее не известна и определяется судьями непосредственно во время соревнований. Участники должны импровизировать на ходу, составляя свою песню в виде рифмованных куплетов, играя на домбре. Этот словесный бой требует острого ума, быстрой реакции и больших поэтических и музыкальных способностей. Поэтому Айтыс является высшей лигой народного творчества. 

Песенные школы и типы песен

У казахов, как и у многих других народов, есть свои разные песенные школы. Наши школы формируются по географическому или региональному признаку. Например, есть школа Арка (Арка), район Центрального и Северного Казахстана. Эти песни более мелодичны, даже поэтичны, с очень плавными мелодиями. Вероятно, эти песни отражают красоту степных и лесных оазисов Северного Казахстана.

Существует также южная школа «Сыр Эли», которая является школой народов реки Сырдарьи и Аральского моря. Песни этого региона отличаются от других своей преемственностью к старинным жырским песням, которые исполнялись бардами-сказителями. Эти песни напоминают старые песни назидания, которые в наши дни уже не исполняются.

Там другой мотив, другой и очень глубокий смысл. Такие песни специальные исполнители могут исполнять часами без перерыва, погружаясь в транс. Сегодня никто не может петь такие песни; это история древности.

Есть и школа Западного Казахстана . Песни этой школы, как и их домбровые мелодии, отличаются сильной энергетикой. Эти песни энергичны и жизнеутверждающие. В этих песнях можно услышать одиночные бои богатырей-степняков или лавину всадников, идущих по бескрайним степям Западного Казахстана. 

У казахов разные песни. Например, Термская песня. Это песня назидания, которая в краткой форме преподает людям жизненные уроки. Песни жыр – это великие эпические произведения, посвященные известным историческим событиям и великим людям. Они передают мудрость веков тем, кто готов эту мудрость принять. А для тех, кто знает мудрость, времени не существует. Люди создали его искусственно. Мы, наши предки и будущие потомки живем в одном потоке Вселенной, разделенном лишь границами человеческих жизней. Казахи говорят: «Жизнь обманчива, она все время ускользает от тебя». Они, как никто другой, чувствовали и понимали это и пели об этом в своих песнях.

О песнях можно говорить много, только не перескажешь всего. Лучше приезжайте в казахскую степь, послушайте и спойте вместе с нами казахские народные песни и сами все узнаете. Песни – это немногое из того, что осталось у нас от предков и что мы должны передать потомкам. Казахские песни – это душа казахов.

Добавить комментарий