«Развитие производственной базы и новых продуктов себя оправдало»

Фото: пресс-служба О тенденциях и перспективах развития рынка керамического сырья РБК+ рассказала глава департамента маркетинга и внешнеэкономической деятельности компании «Симпреал» Юлия Пиковская.

— Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке сырья для производства керамопродукции?

— За последний год обстановка в индустрии претерпела заметные изменения. Полностью прекратился импорт европейских материалов, которые в силу своих физико-химических характеристик пользовались популярностью среди российских производителей и занимали существенную долю рынка. Высвободившиеся объемы были замещены за счет поставок из азиатских стран и мощностей отечественных компаний. Сложившаяся ситуация для нас открывает достаточно широкие перспективы.

— Как компания реагировала на эти изменения?

— Основой маркетинговой стратегии нашей компании всегда было стремление к расширению присутствия на внутреннем рынке, привлечению новых покупателей и замещению зарубежного сырья.

Для достижения этих целей в середине прошлого десятилетия за счет собственных средств (без привлечения внешнего кредитования) мы запустили долгосрочную инвестиционную программу, направленную на развитие природно-ресурсной базы, закупку новейшего оборудования, строительство дополнительной транспортно-железнодорожной инфраструктуры и расширение спектра сервисно-логистических услуг.

Во многом в текущей ситуации реализация этой программы позволила не допустить возникновение товарного дефицита керамического сырья в результате исчезновения европейской глины и сохранить высокие темпы собственного производства. Таким образом, долгосрочная ставка на развитие промышленных мощностей себя полностью оправдала.

— В чем особенность современного производства материалов для керамопродукции?

— В текущих условиях особенно важно обеспечить российский рынок не просто керамическим материалом, а сырьем самого высокого качества, максимально адаптированным под производственные и технологические потребности потребителей и соответствующим современным отечественным и международным экологическим стандартам. Поэтому компания продолжает вкладывать значительные средства в научно-исследовательскую работу.

Нужно отметить, что современное сырье для керамопродукции — это не просто глина, а материал, получаемый в результате многоэтапного процесса обогащения исходной породы, в том числе стабилизации состава субстанции, включения различных химических добавок и очищения от лишних примесей.

Это достаточно сложный с технологической точки зрения, дорогостоящий процесс. При этом получаемое керамическое сырье полностью готово к использованию: производители конечной потребительской продукции избавляются от необходимости дополнительной переработки материала перед его непосредственным использованием. Это экономит время и снижает издержки.

Поэтому такое керамическое сырье пользуется повышенным спросом и активно используется в производстве бытовой керамики, строительной, декоративной и отделочной плитки, санфаянса, керамогранита, кирпича. Оно может также применяться в медицинской, косметической и пищевой промышленностях.

— Какие инновационные решения предлагает «Симпреал»?

— В конце прошлого года мы представили новый сорт каолинитового керамического сырья под названием «Альтерна». Этот сорт был разработан для производства керамической плитки, керамогранита, а также клинкерных изделий: высокомарочного пустотелого лицевого кирпича разных форматов, бельгийского кирпича, кирпича мягкого формования, крупноформатного камня.

Наше новое сырье отличается высоким содержанием оксида алюминия, что позволяет получить дополнительную плотность и прочность черепка в конечном изделии. Важным конкурентным преимуществом является цена продукта: этот сорт значительно дешевле российских и зарубежных аналогов.

Доступность сырья такого качества может стать мощным драйвером развития отечественного керамического производства, сохранения и повышения его маржинальности.

При этом мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В ближайших планах компании завершение тестовых испытаний и презентация новых высококачественных и экологичных продуктов.

— С какими трудностями сталкивается производство?

— Безусловно, в настоящее время главной проблемой для всех сырьевиков является заметное увеличение издержек производства, временного хранения и последующей транспортировки. Большинство процессов осуществляется с использованием импортного оборудования, стоимость обслуживания которого резко возросла из-за труднодоступности комплектующих, сложностей с проведением трансграничных банковских операций и волатильности рубля. Закупки новой техники оказались сопряжены с дополнительными логистическими и финансовыми затратами.

При этом дополнительных средств требуют инвестиционные и научно-исследовательские программы, поиск новых месторождений.

Проблема заключается также в том, что многие открытые потенциально богатые российские месторождения глины и каолина расположены либо в густозаселенных, либо в совсем удаленных районах с неразвитой инфраструктурой, в связи с чем их разработка представляется крайне трудной и затратной.

Сказывается на современной геологоразведке и хроническое ее недофинансирование в 1990-е годы, что до сих пор заставляет сырьевиков выделять дополнительные средства на соответствующие исследования.

— Каковы перспективы развития рынка керамического сырья?

Сложившаяся под влиянием внешних факторов ситуация в отрасли — слабый потребительский спрос на плитку, керамогранит и санфаянс — позволяет рассчитывать лишь на сохранение прежних темпов производства. По оценкам экспертов, при базовом сценарии развития российской экономики и возобновлении роста ВВП в четвертом квартале 2023 года потребление керамопродукции в России продолжит стагнировать еще в течение двух-трех лет, после чего наступит умеренный рост. Соответственно в среднесрочной перспективе общий объем рынка первичного сырья также не претерпит существенных изменений.

Такое развитие событий, впрочем, не исключает появления определенных возможностей для роста бизнеса.

С учетом того, что заметную долю российского сырьевого рынка по-прежнему занимают импортные поставки (теперь это азиатская глина), мы намерены побороться с зарубежными конкурентами и попытаться отыграть у них часть удерживаемых ими позиций.

Компания продолжит реализацию многолетней инвестиционной программы, увеличит вложения в научные разработки и основные фонды с целью расширения производственно-ресурсной базы и совершенствования корпоративной продуктовой линейки. Мы убеждены, что такие меры позволят значительно повысить безопасность и независимость российского рынка, защитить его от потенциального сырьевого дефицита и перепада цен.

От Автор