«Сейчас новый этап развития онлайн-банкинга для малого бизнеса»

Фото: пресс-служба Директор департамента продуктов корпоративного бизнеса Банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Туманский о том, как на развитие отечественного мобильного банкинга для МСБ повлиял уход из России иностранных бигтехов.

Ограничения, введенные Google и Apple в отношении попавших под западные санкции российских банков, поставили перед последними непростую задачу. Их мобильные приложения были удалены из соответствующих магазинов (сторов). С одной стороны, это существенно усложнило возможности новых клиентов по их установке и получению привычного банковского сервиса, а с другой — серьезно повлияло на траекторию развития дистанционного банковского обслуживания малого и среднего бизнеса (МСБ).

При всей неординарности ситуации с устройствами на Android большинству банков проблему удалось решить быстро в силу специфики платформы: банки сделали сборку своих приложений в формате исполняемого файла и разметили их на своих сайтах для скачивания. Все попытки решения проблем с iPhone оказались безрезультатными: операционная система iOs в принципе не позволяет безопасно устанавливать приложения, минуя AppStore, попытки размещения обезличенных приложений быстро блокировались.

Все разговоры об использовании отечественных аналогов сторов также не решают ключевую проблему с iPhone — монополию Apple на установку мобильных приложений. Единственным рабочим вариантом для банков оказалось использование клиентами обычного интернет-банка со всеми сложностями в виде неудобства работы с системой дистанционного банковского обслуживания (ДБО), предназначенной для использования с монитора персонального компьютера, через экран мобильного телефона.

В целом, для зрелого бизнеса со штатом сотрудников и собственной бухгалтерской службой проблема стоит не столь остро, поскольку в качестве основного канала взаимодействия с банком бухгалтеры используют как раз интернет-банк. И недоступность мобильных приложений в определенной степени повлияла на удобство собственников бизнеса осуществлять контрольные функции. У микро— и малых предприятий остался выбор из двух вариантов — переходить на Android или десктоп.

Если смотреть концептуально, возникновение такой ситуации стало серьезным экзаменом для банковских систем ДБО и команд их развития, особенно в банках, которые придерживались стратегии развития mobile оnly. Им пришлось оперативно «подтягивать» функционал и интерфейсы своих интернет-банков для использования с экранов мобильных устройств. Не всем удалось это сделать оперативно.

Банк «Санкт-Петербург», несмотря на то что не столкнулся с такими проблемами, придерживается взвешенного подхода в развитии собственных платформ ДБО для малого бизнеса, гармонично развивая как функционал мобильных приложений, так и интернет-банкинга. Как раз недавно мы обновили свое мобильное приложение «БСПБ.Бизнес». На сегодня эта платформа и наш интернет-банк i2B позволяют получать клиентам весь спектр банковских продуктов и услуг для малого бизнеса в режиме 24/7 без визита в офис банка.

Подводя итог, стоит отметить, что санкционные ограничения привнесли в тренды развития дистанционных каналов обслуживания юридических лиц несколько существенных изменений.

Во-первых, это новый виток развития интернет-банкинга для клиентов малого бизнеса, особенно в части адаптивности и удобства его использования с экрана смартфона. Задача решаема, но потратить на нее придется не менее трех-девяти месяцев, при том что отличия от традиционного мобильного приложения с точки зрения удобства интерфейса и проблем с доступностью тех или иных функций все равно останутся.

Во-вторых, это совершенно иной взгляд на стратегию развития каналов ДБО. Одним из новых трендов может стать создание некоего гибридного варианта системы ДБО, сочетающего в себе все удобства и преимущества мобильного приложения и доступность использования через интернет-браузеры. Это, по сути, некая встройка интерфейса мобильного приложения в стандартные возможности интернет-браузера. Впрочем, это вопрос года-двух.

Пока же можно посоветовать малому бизнесу следующее: если вы не готовы отказаться от использования iPhone, посмотрите, насколько интернет-банк вашей кредитной организации с точки зрения интерфейса и удобства использования позволяет без каких-то существенных потерь в пользовательском опыте продолжать с ним работать. Если временные и эмоциональные издержки такого использования окажутся высокими, всегда есть возможность диверсифицировать банковское обслуживание и работать там, где удобно.

От Автор