Фото: Игнат Козлов для РБК Российский рынок электротехнического оборудования преодолел кризис, вызванный санкциями. С какими сложностями сталкивается отрасль сегодня, рассказала генеральный директор «АвалонЭлектроТех» Галина Банникова.
— Вы создали Центр компетенций для российского электротехнического рынка. Его работа все еще актуальна для рынка?
— Перед нашими заказчиками стоят задачи поддерживать старые системы и создавать новые. А это значит, что нужен и свой софт, и свое «железо», нужно изучать новые тренды, смотреть на новые сферы: электромобили, зеленую энергетику. Для этих продуктов требуются центры компетенций, где на стыке технологий работают специалисты из разных отраслей.
— Еще в прошлом году «АвалонЭлектроТех» имел немецких акционеров и поставлял на российский рынок электротехническую продукцию из Германии. Как вы пережили уход иностранного акционера?
Нам пришлось перестроить все процессы практически с нуля: искать новых поставщиков, менять логистику, заходить на новые рынки. На это ушел весь прошлый год.
Одновременно мы собрали технические задания от заказчиков, от ведущих компаний различных отраслей, выбрали самые востребованные продукты, локализовали их. Мы не только воспроизвели лучшие западные решения, но и разработали свои. У нас другие база стандартов, температуры. Нам пришлось создавать и принципиально новые изделия. В данный момент продолжаем расширять линейку локализованной продукции. И почти восстановили объемы производства, которые были до ухода немецких акционеров.
Но главное, что пришлось перестраивать, — сам подход к работе. Мы были представителями монобренда, осуществляли техподдержку создаваемых во всем мире продуктов. И вдруг в один момент сами стали компанией, которая производит новые продукты с нуля. А это принципиально другая задача.
— Процесс поиска новых поставщиков полностью завершен? Чьи это компании?
Мы все время в поиске. Стараемся находить отечественных поставщиков. Сейчас появилось достаточно много компаний, которые пытаются заместить продукцию западных производителей. Но сложности есть. Например, с электронными компонентами, на которые наблюдается бум спроса. Поставка качественного продукта от нового поставщика может занимать 1,5–2,5 года. Чтобы не подвести клиента, мы оперативно закупаем некоторые продукты в Китае, Индии, что-то получаем параллельным импортом, увеличиваем поставки со Ступинского завода. Все эти проблемы мы научились решать.
— Появились ли новые клиенты?
— Раньше многие компании отдавали предпочтения ведущим мировым производителям и не были готовы обсуждать российские решения. В некоторые проекты мы просто не могли зайти. Теперь эти барьеры сняты, отрасли открыты и начали работать с нами. Речь об РЖД, нефтехимии, газохимии, сельском хозяйстве, где, например, тепличные системы привозились из Европы прямо под ключ. Работать с нами мотивирует не только нормативное требование использовать решения, произведенные на территории России и ЕАЭС, но и наличие у нас соответствующих компетенций, в том числе отдела НИОКР, тестовой и метрологической лабораторий, системы выходного контроля.
— Работа с новыми клиентами требует кастомизированных решений?
— Сейчас перед основными отраслями стоит вопрос стандартизации. Надо добиться, чтобы были типовые проектные решения, унифицированные требования по используемому оборудованию и компонентам. Хороший пример — создание ИНТИ (Институт нефтегазовых технологических инициатив), который вместе с Минпромторгом активно занимается этим среди предприятий топливно— энергетического комплекса. Это позволит нам выпускать более конкурентоспособную продукцию. Когда вы производите миллион штук одинаковой продукции и делаете десять разных типов кастомизированных изделий по 100 тыс. штук, себестоимость будет разная. Обслуживать унифицированные системы проще и дешевле.
В любом случае у нас в стране разные условия: на юге летом +50, на севере зимой -60. Универсального решения нет. Автономные системы на Ямале будут отличаться от таких же систем в Туапсе, но на уровне компонентной базы они могут быть в достаточной мере унифицированы. Для решения кратно возросшего количества задач по кастомизации у нас есть свой производственный сервисный центр, который дорабатывает существующие изделия, выпускает их с измененными параметрами по требованию заказчика.
— Как вы оцениваете экспортный потенциал вашей продукции? Какие планы по расширению географии присутствия?
— Мы отмечаем огромный интерес в дружественных странах. И уже работаем с Белоруссией, налаживаем контакты с Казахстаном, Киргизией. Речь идет о решениях для железных дорог, топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности.
Мы все еще думаем о расширении нашей зарубежной сети, но по России решение принято: будем наращивать количество филиалов, потому что мы хотим быть ближе к нашим заказчикам.