Перспективная добыча: как привлекают инвестиции в освоение недр Севера

Фото: unsplash.com Добывающая промышленность Якутии приносит почти 60% доходов регионального бюджета. Инвесторы здесь получают сопровождение и льготы в ТОР. На новый этап развития отрасль может вывести строительство инфраструктуры.

В 2023 году на Восточном экономическом форуме Республика Саха (Якутия) подписала 30 соглашений на общую сумму инвестиций 120 млрд руб., сообщал глава региона Айсен Николаев. Ранее он отмечал, что за последние пять лет в экономику Якутии инвестировано 2 трлн руб. — «максимум среди дальневосточных регионов».

Только в 2022 году, по данным местного правительства, было привлечено более 616,3 млрд руб. инвестиций (почти тридцатипроцентный рост год к году)  — рекордный показатель за всю историю республики. По индексу промышленного производства (113,3%) Якутия в прошлом году вышла на шестое место в России. Локомотивом экономики остается добывающий сектор: в республике расположены около 3 тыс. учтенных месторождений по 59 видам сырья. К 2022 году в республике пятый год подряд обновлялись максимумы по добыче важнейших полезных ископаемых. Так, здесь было произведено более 39 млн т угля (+26% год к году), 52 т золота, по добыче алмазов республика находится на первом месте в мире.

Якутия также занимает второе место среди российских регионов по добыче олова: в 2022 году первый резидент Арктической зоны от республики компания «Янолово» произвела 607 т этого сырья. С запуска Сиваглинского месторождения «Якутской рудной компанией» (входит в группу «Мечел») в апреле 2023 года в республике началась добыча железной руды. А в сентябре 2023 года компанией «ГеоПроМайнинг» было запущено в эксплуатацию еще одно месторождение металлических руд — «Верхне-Менкече».

По словам главы Якутии Айсена Николаева, в 2022 году ВРП республики превысил 1,93 трлн руб., при этом за год промышленный рост составил 10%. По данным Банка России, около 59% в структуре ВРП Якутии занимает добывающая промышленность.

Последние годы местные власти активно привлекают промышленников льготными налоговыми режимами. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, в регионе действуют 18 территорий опережающего развития (ТОР), из них две — в Якутии. Так, в ТОР «Южная Якутия» якорным резидентом выступают угольщики из группы «Колмар», а «Мечел» осваивает здесь упомянутое выше Сиваглинское железорудное месторождение (мощностью 3,5 млн т) и Сыллахское угольное месторождение (мощностью 6,5 млн т).

Одним из наиболее эффективных добывающих предприятий региона считается «Эльгауголь». Как заявлял Айсен Николаев на встрече с Владимиром Путиным, из 39 млн добытых тонн угля в регионе более половины пришлось на продукцию «Эльгаугля».

В ноябре 2023 года предприятие получило разрешение на ввод в эксплуатацию второй очереди Эльгинского месторождения (мощностью 45 млн т). Максим Терещенко назвал 45 млн т «беспрецедентным для мировой угольной отрасли объемом добычи на одном разрезе». Инвестиционная программа «Эльгаугля» выросла в пять раз и достигла 100 млрд руб.

Директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко напоминает, что режимы ТОР были разработаны как раз для регионов Дальнего Востока и сыграли свою роль. В Якутии эксперт упоминает прежде всего крупных российских инвесторов. «Пока на территории опережающего развития не удалось массово привлечь иностранцев, например из Китая и Индии. Эти территории оказались не так привлекательны в отличие от особых экономических зон, например, в Татарстане», — рассуждает Куценко, который рекомендует якутским чиновникам активно работать с инвесторами, выезжая в провинции Китая, Индии и, возможно, Индонезии.

Привлечению инвестиций, считают в правительстве региона, также способствует сопровождение инвестпроектов по принципу одного окна: через Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, которое ведет реестр инвестпроектов и помогает инвесторам проходить административные процедуры.

Вложения в разведку

В декабре 2023 года правительство Якутии вместе с Роснедрами и при поддержке Минприроды РФ проводит в республике первый Дальневосточный форум по недропользованию. «Мы должны сформировать новый базовый задел в геологоразведке. Наша задача — вывести отрасли на новые высоты, используя современные технологии, снижая административные барьеры и готовя востребованные кадры», — обрисовал цели мероприятия Максим Терещенко.

В Минприроды РФ разработана программа геологического изучения Дальнего Востока (занимает 41% России), которая позволит, как считают чиновники, открыть около 1 тыс. новых месторождений полезных ископаемых. Речь о федеральном проекте «Геология. Возрождение легенды». Как пояснял на Санкт-Петербургском экономическом форуме глава Роснедр Евгений Петров, в 2025 году может начаться его второй этап по разведке запасов лития, плавикового шпата, титана, ниобия, марганцевых руд и другого сырья, которое ранее ввозилось в страну из-за границы.

«Объекты геологоразведки будут сфокусированы на дефицитной группе полезных ископаемых, которые сегодня не полностью удовлетворяют российскую промышленность», — пояснял Евгений Петров. Процент текущей изученности недр на Дальнем Востоке в среднем составляет 35%, говорил Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. «Есть все возможности для кратного роста добывающих отраслей, в том числе по дефицитным стратегическим видам сырья, востребованным в экономике будущего», — добавлял президент, поручая правительству предусмотреть в программе «Геология. Возрождение легенды» дальневосточный раздел.

В Минприроды ожидают, что к 2030 году геологическая изученность Дальнего Востока в среднем вырастет с 35 до 65%, а Якутии — до 70%. В якутском правительстве напоминают, что на 3 тыс. республиканских месторождений залегают крупнейшие запасы ископаемых, а проекты их разведки и разработки несут значительный инвестиционный потенциал.

Глава Минприроды РФ Александр Козлов оценивал потенциальный прирост запасов золота в 570 т, меди — более 2 млн т, цинка — 700 тыс. т, а также 110 млн карат алмазов.

Транспорт ускоряет добычу

Драйвером привлечения инвестиций во все регионы выступает развитие инфраструктуры, отмечали в рейтинговом агентстве «Эксперт РА». По словам Айсена Николаева, слабая транспортная инфраструктура остается главным лимитирующим развитие Якутии фактором. Николаев напоминал на Санкт-Петербургском экономическом форуме, что в основном она была сформирована в 1960–1980-е годы под гораздо меньшие масштабы производственных задач.

«Если преодолеть ограничение, Якутия может показывать более быстрый рост, чем нынешние 8–10%», — заявлял глава региона. В 2022 году в республике ввели в эксплуатацию 581 км дорог. План на 2023 год — 400 км трасс. При этом в октябре 2023 года Владимир Путин анонсировал создание нового транспортного коридора «Север — Юг», который пройдет через Якутию. Речь о логистическом маршруте, который свяжет Северный морской путь с Якутском, Байкало-Амурской магистралью и Транссибом.

Айсен Николаев сказал, что проект позволит увеличить объемы товарооборота региона с Китаем и станет одним из факторов освоения побережья Арктики. Одной из ключевых составляющих коридора «Север — Юг» остается мост через реку Лену. Трехпилонный вантовый мост длиной около 3 км должен решить ключевую проблему транспортной доступности для более чем 860 тыс. человек (около 87,3% населения региона), что повлияет на повышение транспортной связности в масштабах страны на 18%.

Как отмечают в правительстве республики, реализация проекта приведет к росту грузоперевозок в регионе в три раза, до 6 млн т в год, и на 3% в год ускорит рост ВРП региона. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, на строительство моста через реку Лена в 2025–2026 годах предусмотрено 5,2 млрд руб.

В Росавтодоре сообщали, что строительство начнется в 2024 году и продлится до 2028 года. Аналитики из PwC считают, что реализация проекта Ленского моста «даст толчок к развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит возможность создания в Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где сольются несколько видов транспорта — железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный».

«Первый проект моста через реку Лена был сделан еще в 1980-х годах. При наличии транспортной доступности на регион, может быть даже в первую очередь, обратили бы внимание российские и внешние инвесторы», — рассуждает Евгений Куценко из НИУ ВШЭ.

От Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *