Силуанов назвал рисками для бюджета в 2023 году сокращение доходов и внешние угрозы В 2023 году бюджетный дефицит может оказаться выше запланированного, а объем экспорта энергоносителей — ниже, заявил глава Минфина. Сохраняются и внешние угрозы. В таких условиях решением могут стать траты из ФНБ и заимствования


                    Силуанов назвал основные риски для бюджета на 2023 год

В 2023 году для федерального бюджета будет актуален ряд рисков, основными из которых будут ценовые и ограничительные,заявил журналистам глава Минфина Антон Силуанов, передает корреспондент РБК. Среди наиболее явных из них он перечислил следующие.

    Сокращение нефтегазовых доходов

Министр отметил, что на фоне введения западными странами «потолка цен» в 2023 году может произойти сокращение нефтегазового экспорта из России. «Если мы <…> не будем продавать [нефть] в одни страны, а будем продавать в другие страны, это снизит объем добычи и объемы экспорта энергоресурсов из России. В принципе, об этом много говорили, что это возможно. Вопрос— пополнитсяли наш нефтегазовый бюджет теми объемами, которые мы предусмотрели, или нет. Это один риск»,— сказал Силуанов.

Прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2023 году составляет 8,9 трлн руб., из которых более 900 млрд— это дополнительные доходы, которые должны поступать в Фонд национального благосостояния (ФНБ).


                    Силуанов назвал основные риски для бюджета на 2023 год

Министр отметил, что Минфин не оценивал потенциальные потери бюджета от применения западными странами потолка цен. «Установление «потолков»— понятно, что это все нерыночное, но цены-то рыночные, нормальные. И от этого уже будет зависеть вопрос цены договоренности между экспортерами и потребителями наших нефти и нефтепродуктов»,— подчеркнулминистр. Он признал, что во многом решающим для бюджета станет вопрос дисконта, который может меняться. «Будет нефть [торговаться по] $100/барр., не знаю, мыже за $60 не будем продавать? Будем продавать гораздо выше, если найдем потребителя. Будет $150? Соответственно, будет [цена продажи] еще выше. И наоборот»,— сказал Силуанов.

В целом поступление валютной выручки в страну будет зависеть от того, какими будут спрос и предложение нефти, а также — найдутли российские экспортеры новые рынки, считает глава Минфина.

Даже если «цены падают, объемы [экспорта] сокращаются» из-за возможной рецессии в мире, бюджет будет использовать два источника— ФНБ и займы, так что все бюджетные обязательства будут выполнены, сказалСилуанов.

Средняя цена на нефть марки Urals в ноябре 2022 года сложилась в размере $66,47/барр., что почти на 20% ниже, чем в ноябре 2021 года ($79,68/барр.), сообщал Минфин. Котировки Brent достигали $99,26/барр. в начале месяца и снизились до $85,41/барр. к концу ноября. В конце ноября, в преддверии введения потолка цен, скидки на российскую нефть Urals к эталону Brent доходили до 40%.


                    Силуанов назвал основные риски для бюджета на 2023 год

    Внешние риски

«Мы видим еще внешние риски, они сохраняются. Они могут быть, могут иметь место»,— сказал министр. Покаже в прогнозе по основным макропоказателям, влияющим на бюджет, сохраняется оптимизм.

«Мы, мне кажется, можно сказать, что оптимистически запланировали прогноз к бюджету: нефть— $70/барр., курс— 68 руб. за доллар, газ— $700 за 1 тыс. кубов. Что еще такого оптимистичного? <…> Мы видим, что у нас неплохие, и, может быть, даже будут лучше прогнозы по фонду оплаты труда, страховые взносы будут лучше выполняться»,— сказал Силуанов.

В тоже время динамика поступлений по налогу на прибыль будет зависеть от многих факторов— как ограничительных, так и курсовых. В зоне риска находятся в первую очередь экспортеры, в том числе металлурги и производители удобрений, полагает министр.

    Рост дефицита бюджета

Глава Минфина допустил, что в результате сокращения бюджетных поступлений дефицит в 2023 году окажется выше запланированных 2,9 трлн руб. (2% ВВП). «Возможенли больший дефицит бюджета? Возможен, если доходы будут ниже запланированных»,— указал Силуанов.

Федеральный бюджет предусматривает доходы на 2023 год в размере 26,13 трлн руб. (17,4% ВВП), а расходы— 29 трлн (19,4% ВВП). «Если все будет, как запланировано— соотношения курсовые, ценовые, то мы будем направлять в ФНБ [избыток нефтегазовых доходов]. Если не будет, будем, значит, обратные процессы реализовывать. Или, возможно осуществление, как и в текущем году, заимствований на рынке»,— сказал министр.


                    Силуанов назвал основные риски для бюджета на 2023 год

В целом принятый бюджет составлен с учетом всех взятых государством обязательств. Если будет возникать потребность в дополнительных тратах, решение об их финансировании будет приниматься в индивидуальном порядке. «На сегодняшний момент, исходя из нынешних реалий и возможностей наших учреждений, экономики и так далее, все это рассчитано и учтено в прогнозах будущего года. Какие-то новые, если будут решения, будем реагировать по ходу исполнения»,— заключил Силуанов.

От Автор